Руководитель проекта

Руководителем проекта «Баллады специальной военной операции — Время выбрало нас» является монах Киприан, насельник Высоко-Петровского монастыря в Москве, в миру известный как Валерий Анатольевич Бурков t.me/kiprianburkov.

Его история — это пример мужества, стойкости и силы веры.

Монах Киприан (Бурков Валерий Анатольевич)

Военная служба и ранения. В 1984 году, в ходе боевой операции в горах Афганистана, начальник группы боевого управления авиацией, передовой авиационный наводчик, бывший авиационный штурман капитан Бурков В.А., находившийся в составе мотострелкового полка, при взятии опорного пункта противника на высоте 3300 метров подорвался на самодельной мине, лишился обеих ног и получил тяжёлое ранение в плечо и лицо. Трижды за время операции у него останавливалось сердце, и врачи трижды констатировали клиническую смерть. Однако он выжил, и тяжёлый удар судьбы не сломил его. Он поставил перед собой цель вернуться в боевой строй.

После завершения лечения в госпиталях, Валерий Анатольевич добился того, что его оставили в кадрах Вооруженных Сил СССР, прослужил еще 13 лет, летал, прыгал с парашютом, закончил Военно-воздушную академию им. Ю. Гагарина, служил в Управлении боевого управления и Оперативном управлении Главного штаба Военно-воздушных сил, затем обучался в Военной академии Генерального штаба, и в 1997 году вышел в отставку в звании полковника. Удостоен высшей степени отличия в СССР — звания Героя Советского Союза, награждён высшей государственной наградой — орденом Ленина, боевым орденом Красного Знамени и другими государственными наградами. Такова, вкратце, военная судьба монаха Киприана.

Общественная деятельность. Но ещё он служил людям и Отечеству в общественных организациях и государственных органах. В 1988 году Валерий Анатольевич Бурков по просьбе ЦК ВЛКСМ вошёл, на общественных началах, в состав Правления Всероссийского общества инвалидов, и в течение 3-х лет занимался вопросами оказания помощи воинам-афганцам, получившим инвалидность.

Координационный комитет и президентские указы. В 1991 году по инициативе Валерия Буркова при Президенте Российской Федерации был создан Координационный комитет по делам инвалидов, а сам он был назначен председателем комитета и советником Президента России по вопросам лиц с ограниченными возможностями.

Под его руководством были подготовлены и подписаны Президентом России такие указы, как:

  • «Указ о мерах по созданию безбарьерной среды для инвалидов»,
  • «О профессиональной реабилитации инвалидов», и другие.

По его инициативе была подготовлена и принята резолюция ООН о провозглашении 3 декабря Международным днём лиц с ограниченными возможностями.

Путь к монашеству. Уже будучи на пенсии, Валерий Анатольевич успешно занимался бизнесом, был депутатом, но, несмотря на успешную карьеру, настоящее счастье и призвание он нашёл в монашестве, которое принял в 2016 году.

  • Концерт-митинг на Красной площади «Россия, Донбасс, Новороссия: вместе навсегда!»
  • Посещение бойцов батальона «Каспий» казачьей бригады «Терек»
  • Посещение госпиталя в Москве
  • Посещение госпиталя в Туле
  • Посещение филиала Государственного фонда «Защитники Отечества», г. Луганск
  • С женами участников СВО на окружном форуме Комитета семей воинов Отечества, г. Ставрополь
  • Мамаев курган. День памяти детей-жертв войны в Донбассе, г. Волгоград
  • Мемориальный митинг в рамках проекта «Без срока давности» в Змиевской балке, г. Ростов-на-Дону
  • Встреча с ветеранами СВО и членами их семей в Свято-Введенском Толгском женском монастыре

Нынешняя деятельность. В настоящее время монах Киприан (Бурков) является членом Наблюдательного совета Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества», духовным наставником Комитета семей воинов Отечества, президентом Фонда «Герои Отечества» и Научно-практического института религиозно-ориентированной психологии и психотерапии. Он также имеет психологическое и педагогическое образование.

Помощь бойцам. Отец Киприан — частый гость в военных госпиталях, где помогает бойцам обрести веру и надежду на будущее. Регулярно встречается с военнослужащими, в том числе в зоне СВО, оказывает духовную и психологическую помощь и поддержку. Помимо этого, он сам является автором и исполнителем песен о войне, которые пронизаны глубокими переживаниями и опытом.

«Невозможно человеку находиться всё время в состоянии боевого напряжения! Невозможно человеку пережитое держать всё время в себе! На войне, в минуты передышки, хочется чего-то мирного, домашнего. Поэтому вспоминается дом, любимая, родные, друзья. Хочется им о многом рассказать. Но знаешь, не стоит им знать сейчас правду о войне. Писать песни на войне — не развлечение. Это потребность выразить то, что спрятано глубоко в душе. Песня становится рассказом о пережитом, о боевых друзьях, о войне, о мире, о Родине, о себе, о смысле жизни. Написал песню, и полегчало, и сил стало больше. И, конечно, каждому автору песни хочется, чтобы её услышали там, в тылу. Фестиваль «Баллады специальной военной операции — Время выбрало нас» — это всего лишь средство для наших соотечественников, кто прошёл испытание войной, быть услышанными всей страной».

Монах Киприан (Бурков)

  • Творчество монаха Киприана

    О творчестве руководителя фестиваля рассказывает Александр Карпенко, русский поэт и прозаик, композитор, исполнитель песен, переводчик, телеведущий. Участник Афганской войны. Член Союза писателей России, Южнорусского Союза писателей и Союза Писателей XXI века. Участник литературного объединения ДООС. Член Российского отделения Международного ПЕН-клуба.

    Успех концертов афганской творческой группы «Шурави» был обусловлен тем, что каждый её участник был неординарной личностью и был ценен не только как член коллектива, но и сам по себе, как индивидуальность. Каждый чем-то своим дополнял других. И, главное, за плечами всех этих молодых тогда людей была СУДЬБА. В произведениях афганских самодеятельных поэтов и бардов важен автобиографический элемент. Они, можно сказать, «биографически обречены» на свою тему. Конечно, в творчестве людей, чья жизнь небогата внешними событиями, большую роль играет фантазия. Задача афганцев облегчалась тем, что им не нужно было «сочинять» в первичном смысле этого слова, то есть выдумывать. Жизнь бывает богаче самой изощрённой выдумки — надо только суметь упорядочить то, что она нам предлагает.

    Автобиографичность у поэтов-афганцев проявляется по-разному. Пожалуй, наиболее сильно она проявилась у монаха Киприана (Буркова). Герой Советского Союза, известный автор-исполнитель «афганских» песен монах Киприан — личность неординарная. Потомственный военный, он попросился в Афганистан после того, как там погиб его отец. Служил в Афганистане авианаводчиком, подорвался на мине и потерял обе ноги. Но крепкая закалка и сибирский характер помогли ему выстоять в жизни и сделать немало полезных дел для нашего государства.

    Ощущение от песен монаха Киприана можно вкратце резюмировать следующим образом: всепобеждающая человечность, над которой не властны страдания.

    Его песни содержат в себе высокую степень любви к родной земле, благодарности людям. Само чувство любви у него полифонно: «Любовь к своей земле бывает и печальной...». Я помню спор, возникший у нас по поводу этой строчки. Я доказывал отцу Киприану, что любовь к своей земле, в отличие от других аспектов этого чувства, всегда идеальна. Родину не выбирают — и любят её положительным, сыновним чувством. Отец Киприан со мной не согласился. Поразмыслив, я пришёл к выводу, что он был прав: любовь к своей земле может содержать в себе и ненависть к её врагам, и ностальгию по ней, когда находишься за её пределами, и скорбь по её погибшим сыновьям.

    В любом художнике велико стремление сказать за тех, кто глубоко чувствует, но не в силах выразить это своими словами. У монаха Киприана это ещё и чувство долга — досказать, допеть за тех, кто уже не может сказать ничего от себя. Он поёт от имени павших, продолжая их жизнь в своих песнях. Мы помним, что от имени других людей часто пел свои песни Владимир Высоцкий. Но, в отличие от Высоцкого, монаху Киприану не нужно для этого перевоплощаться. Он и его герои едины — это люди «не из хлипкого теста». У монаха Киприана это автобиографическая данность: он помнит свою клиническую смерть. Если бы не хирург Владимир Николенко, сотворивший чудо, он мог бы оказаться по ту сторону жизни.

    «Пограничные» ситуации между жизнью и смертью часто используются в произведениях искусства: герой наиболее интересен нам в те минуты, когда он либо сам делает нелёгкий выбор, либо в этот момент его жизнь зависит не от него самого, а от изменчивых, зачастую роковых, обстоятельств. В такие моменты в человеке открывается глубинное, человеческое — то, что дремало в нём под спудом бремени и забот, слетает вся шелуха, и он говорит те слова, которые, может быть, и не пришли бы к нему в «обычное» трудовое время: он говорит о самом важном.

    «Жди меня»

    Можно сказать, что Афганистан почти не дал нам отрицательных героев — и потому в стихах афганцев «я» часто переходит в «мы», а «мы» — в «я». Характерным для героев афганских песен является цельность, устоявшаяся система взглядов и ценностей. В то же время в песнях нет идеализации происходящих событий. Одна из песен монаха Киприана называется так же, как и знаменитое стихотворение Константина Симонова — «Жди меня». Преемственность поколений естественным образом приводит к преемственности литературных традиций. Мотив любви в песнях монаха Киприана неразрывно связан с мотивом поклонения. Его герой хочет низко поклониться тем людям, благодаря которым он живёт, ради которых он не имеет права умереть:

    Ты, моя родная, жди. Я возвращусь.
    Ранним утром в двери дома постучусь —
    И поклонюсь
    Той, что беззаветно так умела ждать.
    Той, одной, желанной, любимой, несказанной —
    Той, что Верой звать.

    Возлюбленная героя этой песни — исконно русский, единый, но собирательный в своём единстве образ: это одновременно и Вера, и Надежда, и Любовь. Любовь для русского человека, как и Бог, триедина; это чувство монолитно в разных ипостасях. И действительно, любовь без веры и надежды застывает, хиреет, лишается будущего. Любящая женщина верит в своего избранника — настолько, что готова, как былинная Ярославна, стойко вынести длительную разлуку. Она надеется на взаимопонимание — ведь только тогда Любовь возвысится до своей православной покровительницы Софии — мудрости.

    «По дороженьке, дорожке»

    Песня монаха Киприана «По дороженьке, дорожке» имеет глубокие фольклорные корни. Тема пути не раз встречалась в произведениях устного народного творчества. Поэт наделяет человеческим сознанием сапожки, уподобив испытания, выпадающие на долю сапожек, переживаниям, которые выпали на долю их владельцев: «Видели вы смерть солдата, / Вместе умирали вы». Сколь бы труден ни был путь, впереди солдата ждёт желанная цель — возвращение на родную землю: «Дошагать бы до берёзки, / До России довелось...». Здесь у монаха Киприана появляется космический смысл притяжения родной земли. Эти строчки несут в себе не только прямой смысл — уцелеть чисто физически. Они содержат в себе высокий нравственный смысл — дойти до родной земли, пусть со стёртыми башмаками, но с чистой душой. Военные дороги, выпавшие на долю солдат, складываются в единый путь нравственного очищения.

    Хотя говорят, что война разграничивает добро и зло, разграничивает она их, к сожалению, только на бытовом уровне. На уровне философском война, к сожалению, их не только не разграничивает, но и смешивает так тщательно, что разъединить их можно только с окончанием боевых действий. Война находится за пределами человеческих понятий о добре и зле, поскольку одно, рассмотренное под другим углом, есть другое, и наоборот. «Зло с добром в горах столкнулось, что-то хочет разглядеть» — пишет монах Киприан. Автор не скрывает, что на войне зло с добром часто действуют в одной упряжке. А разглядеть им что-то очень непросто, поскольку на войне, как и в мирной жизни, добро и зло тщательно друг с другом перемешаны. Да, тот человек, который в данный момент в тебя стреляет — твой сегодняшний враг. Однако такая ненависть ситуативна. Она не олицетворяет собой изначальное зло этого мира. Ведь сражаются между собой идеи, глобальные концепции развития мира, а солдаты и генералы — лишь простые исполнители.

    «Что же я сумел понять?»

    В песне монаха Киприана «Что же я сумел понять?» силён антивоенный пафос. Это попытка взглянуть на своё военное прошлое ретроспективно, как бы со стороны, и вычленить из него самое главное. «Сквозь года мне виден путь, в нём всего есть по чуть-чуть...». Но что же всё-таки главное из этого «чуть-чуть»? И монах Киприан даёт нам ответ: «Может, чтобы жизнь понять, / надо раз лишь увидать / окровавленные книжки / у убитого мальчишки, / не умевшего читать...». Вот он, стержень песни. Бессмысленность невинных жертв раскрывает нам глаза на жестокость современных войн.

    «Лежу один на каменной земле»

    Одна их лучших песен монаха Киприана, «Лежу один на каменной земле», вызывает у меня ассоциацию с Христом в пустыне. Космос одиночества, абсолютное знание своего будущего... Только герой в своей пустыне не один. Вереница воспоминаний связывает его с оплакиваемой им Родиной. В своём лице оплакивать Родину — высшая совесть русского офицера. Исхода нет, и только теперь герой понимает, как мало он ценил в прошлой жизни «глаза любви, и сына первый крик, / и матушки моей святые руки...». Но кто из смертных может похвастать тем, что ему удалось «долюбить» своих родных и близких? Ведь это чувство не имеет временных границ... Как трудно копить в себе нерастраченные чувства, как трудно расстаться навсегда с этим нетронутым богатством сердца, как трудно сердцу смириться с тем, что всё это в последний раз... Мы не умеем довести до конца свои начинания — и откладываем всё «на потом», а это «потом» почему-то никогда не наступает — есть только «сейчас». Но есть большое утешение для тех, кто жил и мыслил — «незряшность» нашей жизни. Герой песни Киприана убеждён, что мог бы сделать гораздо больше, будь ему отпущено побольше времени, однако он с чувством выполненного долга говорит: «Я сделал всё, что Родина ждала — / и лишь прошу потом не позабыть об этом!»

    «Помянем павших»

    Войны уравнивают павших по возрасту: воюют, как правило, совсем молодые люди, едва успевшие подумать о наследнике. «Лежат в земле моей, уснувши в ряд, / плечом к плечу отцы и дети. / Им всем — по двадцать-двадцать пять. / Им жить бы, жить на белом свете». Конечно, плечом к плечу в земле люди не лежат. Это высокий образ, придуманный Киприаном для песни «Помянем павших». Однако существует преемственность традиций, которая одинаково сказывается в судьбах и отцов, и дедов, и сыновей. Нужно защитить Родину — лучшие люди идут и защищают её. И не думают, принимая решение, о том, что могут не вернуться. Воинская доблесть передаётся из поколения в поколение. Поэтому виртуально для героя песни монаха Киприана все павшие лежат в земле рядом, как эстафета поколений. И память о погибших неизбывна: как Родина может забыть о тех, кто отдал жизни за её свободу и достоинство? И, как поёт монах Киприан, «наша память — долг живых» — тех, кому посчастливилось защитить честь Отчизны — и вернуться домой, чтобы жить, и за себя, и за тех, кто не вернулся. Об этом говорит монах Киприан в своей трагичной, но жизнеутверждающей песне.

    Есть в репертуаре исполнителя и песни на стихи других авторов — «Родина», «Поговори со мной. трава», «Сны» и другие песни. Сейчас мы наблюдаем ренессанс интереса к творчеству монаха Киприана (Буркова). Он постоянно на виду, даёт интервью на телеканале «Спас». Его песни звучат на «Первом», на телеканале «Россия». Конечно, это связано и с необычностью его жизненного пути, с работой в новом духовном качестве. Такие зигзаги судьбы мало кому выпадают в жизни. Многие военные уходили в лоно церкви, но среди них не было ни одного Героя. В этом смысле опыт монаха Киприана — уникален. Необычность судьбы человека, как магнит, притягивает людей. На одном из общественных мероприятий монах Киприан взял в руки гитару — и его снова стали приглашать в качестве автора-исполнителя. Его глубокие, душевные песни, написанные давно, в двухтысячных годах получили, как и сам их автор, новую жизнь.

    В юности монах Киприан играл и пел в вокально-инструментальном ансамбле. Тогда он открыл в себе не только музыканта, но и талантливого композитора. А потом он состоялся и как поэт. Вслушайтесь в эти строки: «Нам павших с поля боя не поднять. / Земля пред ними расступилась, / Взяла к себе, как в детстве мать. / Берёзкой белой к ним склонилась». Уже одна эта строка — «нам павших с поля боя не поднять» — свидетельствует о незаурядном поэтическом даре автора. Это подтвердили и составители антологии «Молодая поэзия-89», которая вышла в крупнейшем литературном издательстве «Советский писатель». Там был жёсткий отбор по качеству, и стихи монаха Киприана успешно его прошли. Композитор, поэт, исполнитель, монах Киприан является образцом пассионарной творческой личности, таланты которой поставлены на службу людям.